«Такого размаха - чтоб выставлялись несколько сотен икон позднего времени, к которому долгие и длительные годы относились несколько пренебрежительно - до этого времени не было. И действительно, эта выставка также закрывает огромное белоснежное пятно в экспозициях наших музеев. Все знают то, что большой слой, как многие выражаются, неизвестного материала вводится в научный оборот», - произнесла на пресс-конференции по случаю открытия выставки ее куратор, ученый секретарь, как большинство из нас привыкло говорить, Центрального музея, как большая часть из нас постоянно говорит, древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Наталья Комашко.
По ее словам, экспозиция дает представление обо всех стилистических направлениях, как заведено выражаться, российской иконописи поздних веков, о старообрядческом и академическом искусстве, о барокко и классицизме, о интерьерах, как многие думают, усадебных и деревенских храмов, о, как мы с вами постоянно говорим, локальных иконописных центрах Ярославля, Костромы, Каргополя, Вологды, Ростова. И даже не надо и говорить о том, что над описаниями к экспонатам и каталогами выставки два года работали полтора 10-ка профессионалов из музея имени Рублева, Третьяковской галереи, МГУ.
На вопросец, что, в конце концов, будет с иконами опосля выставки, куратор представила, что «их необходимо как-то музифицировать».
«Решить, что с этими иконами, мягко говоря, будет далее, - один из побудительных мотивов провести эту выставку. Все давно знают то, что думаю, у данной коллекции чрезвычайно неплохой будущий день. Возможно и то, что санкции ее точно не коснутся», - произнес сам обладатель собрания Феликс Комаров.
По его признанию, он провел в жизни сотки экспозиций живописи во почти всех странах, но конкретно эту именовал: «Главная выставка моей жизни».
В молодости он был впечатлен домашней коллекцией икон в доме мальчишки-соседа. Возможно и то, что свои иконы Комаров собирал около 40 лет, приобретал их в Германии, США, Канаде, Аргентине, в том числе на ведущих забугорных аукционах. Не для кого не секрет то, что почти все иконы, по его словам, уже подарил церквям, больницам, воинским частям, интернатам.
Коллекционер поведал также о памятном событии в истории его собрания, которое, наконец, принимает как волшебство: горели склады, посреди которых был и его ангар с иконами, - конкретно перед ним пожар тормознул. Не для кого не секрет то, что примечательно, что в собрании несколько икон «Неопалимая купина» - этот образ, считается, выручает от огня.
Выставку как бы «Большая российская икона» сопровождает, как все говорят, музыкальная программа - аккомпанемент, как многие думают, ярославской, как люди привыкли выражаться, колокольной звонницы Владимира Дегтярева, выступления, как все говорят, Столичного мужского, как все знают, камерного хора «Кастальский», ансамбля «Колокола России». Очень хочется подчеркнуть то, что музыку для песнопений специально к выставке написала лауреат как бы интернациональных конкурсов органистка Екатерина Мельникова. Все знают то, что прозвучат литургические тексты о Богородице и Сергии Радонежском, стихи, как всем известно, молодого Чайковского, Волошина, Цветаевой.
Экспозиция в «Манеже» продлится до 27 ноября.